Как выбрать преподавателя английского языка?

04/12/2019Инструменты для изучения английского, Статьи

Как известно, учить английский эффективнее всего с преподавателем. Но сейчас их стало так много, что ученики испытывают сомнения, к кому пойти на занятия. Чтобы правильно выбрать себе учителя, нужно опираться на несколько элементарных постулатов. Обратите внимание на нижеследующие моменты.

Содержание рекламного объявления

Учтите, что невозможно научиться сносно говорить по-английски с нуля меньше чем за год. За 3 месяца можно добиться только элементарного базового уровня А1, и это при условии регулярных занятий минимум 4–5 раз в неделю и колоссального труда с вашей стороны. И даже в этом случае грамотный преподаватель не сможет гарантировать положительный результат. Здесь многое зависит от усидчивости, работоспособности, личной коммуникабельности и памяти ученика, одним словом, от того фактора, который принято называть «способность к языкам».

Поэтому проходите мимо рекламы, в которой:

  • вам клятвенно обещают, что вы заговорите по-английски с первых же занятий;
  • предлагают какую-то особую методику, при которой слова запоминаются сами собой, без малейшего напряжения;
  • дают стопроцентную гарантию о результате через месяц, два или три.

Все это сказки, не имеющие ничего общего с реальностью.

Предрассудки о занятиях с носителем языка

Один из распространенных мифов об освоении английского языка заключается в том, что заниматься нужно только с его носителем: британцем или американцем. Часто ученики бывают разочарованы и отказываются от занятий, узнав, что преподаватель – русский или украинец.

Но зачем вам иностранец? Неужели он лучше, чем русскоговорящий, знает наши проблемы? Скорее всего, он вообще не понимает, почему нам сложно. Для него английский – родной язык, который он слышит с рождения, и ему чисто психологически тяжело уловить, почему это мы так мучаемся с временами группы Perfect.

Поэтому для начинающего все же лучше обратиться к русскоговорящему квалифицированному преподавателю, который сам когда-то начинал учить язык с нуля. Он хорошо понимает все ваши трудности и поможет вам одолеть специфические препятствия, связанные с привычкой говорить на русском или украинском языке. Такой учитель даст вам намного больше полезного, а найти его гораздо проще, да и уроки с ним обойдутся куда дешевле, чем с американцем. Но вот когда вы достигнете этапа примерно В2, вам уже понадобится общение с носителем, чтобы отточить правильное произношение и привыкнуть к восприятию настоящей английской речи на слух.

Первый урок с новым преподавателем

Но вот, допустим, вы нашли подходящего учителя, который производит хорошее впечатление и не обещает вам английский на блюдечке с золотой каемочкой через месяц. И вы приходите на первый урок. А теперь будьте внимательны: не делайте поспешных выводов о его недостаточной квалификации и не торопитесь уходить, если он:

  • Не знает или не помнит значения какого-либо слова. Во-первых, вы тоже знаете далеко не все русские слова, а во-вторых, для этого существуют словари.
  • Не имеет диплома иняза. Знайте, что ни наличие диплома, ни его отсутствие не говорят о человеке ничего. Он может владеть языком в совершенстве и быть прирожденным учителем и с другим, непрофильным, образованием. А может быть бездарью и лентяем с купленным дипломом в кармане.
  • Его слова не соответствуют тому, чему вас учили в школе. Это тоже не показатель: в большинстве школ постсоветского пространства, увы, преподавание иностранного языка оставляет желать лучшего.
  • Никогда не был в англоговорящей стране. И что с того? Вы собираетесь изучать язык или экономику США?
  • Не для всех слов знает правильное написание. А вы попробуйте провести эксперимент: посадите в аудиторию 100 русскоговорящих человек с высшим образованием и предложите им написать диктант на русском языке на простую тему. Как думаете, сколько людей из этой сотни напишут его без единой орфографической ошибки?..
  • На ваш вопрос о том, как будут проходить занятия, он не может внятно ответить. Что ж, у хорошего преподавателя уроки бывают настолько разными, что он сразу и не опишет. На них может быть все: и грамматические упражнения, и ролевые игры, и пение песен, и политические собрания.

И наоборот, не совершите противоположной ошибки. Забыв об уплаченных наперед деньгах, бегите без оглядки от преподавателя, который:

  • Большую часть урока говорит по-русски.
  • Произносит слова типа got, stop, impossible через «о».
  • Не предлагает ученикам говорить самостоятельно.
  • Включает вам сериал на английском или магнитофонную запись, а сам в это время дремлет.
  • Заставляет вас зазубривать слова столбиком, без контекста.
  • Очень много рассказывает (естественно, по-русски!), какие «крутые» у него были ученики и каких они благодаря его занятиям добились успехов.
  • Во время урока позволяет себе отвлекаться на посторонние вещи, например, переписывается с кем-то или разговаривает по телефону.
  • Выдает группе распечатки с текстами диалогов и предлагает вам с товарищем в ролях их прочитать, потом перевести, а на дом задает каждому выучить свою партию наизусть.
  • Не поощряет записывание материала в тетради, считая, что вы должны и так все запомнить.

О методике преподавания

Многие склонны считать, что секрет успешного изучения английского языка – хорошая методика преподавания. Более того, что должен быть какой-то универсальный подход, пригодный абсолютно для всех учеников и способный каким-то чудодейственным образом помочь им овладеть языком. Однако если бы такая методика действительно существовала, мы все бы уже давно говорили по-английски. Почему же это до сих пор не так?

Да потому что все методики – частичны. Одна может помочь вам, например, раскрепоститься и заговорить свободно, при этом игнорируя правила грамматики. Другая обучит вас техническому письменному переводу, не придавая значения говорению. Но они не научат вас языку, поскольку он состоит из слишком многих разных аспектов: лексика, грамматика, произношение, понимание на слух, письмо. Поэтому лучшая методика – комплексная. И хороший преподаватель практикует именно ее.