Методики преподавания английского языка

08/11/2021Статьи

Методики преподавания английского языка

Современный подход к изучению иностранного языка

«Образование – это не наполнение ведра, а зажигание огня».

21 век диктует новые условия реальности, при которых важно научиться быть мобильным, организованным, адаптированным к любым условиям, даже самым экстремальным. COVID-19 изменил отношение к образованию и изучению языков в частности. Многие люди, стремясь изучать иностранные языки, пытаются найти удобные инновационные подходы к обучению, которые будут актуальны для их потребностей и соответствуют требованиям жизни в карантине.

Каждый преподаватель, как профессиональный актер, во время занятия меняет роли, подход к обучению, чтобы его ученикам, слушателям не просто было интересно, а еще и вызывало дальнейшее самостоятельное изучение языка вне школы, курсов.

Поэтому школа английского языка Cambridge Club поделится в этой статье современными методиками преподавания языка, которые помогут изучить язык.

Самые популярные методики обучения английскому языку

Метод Каллана

Традиционный метод изучения языка с помощью аудирования, говорения и повторения, но не зазубривания грамматических структур и лексики. Занятия групповые и предполагают обучение 5-10 человек. Первое занятие предполагает говорение, что уже изначально настраивает на активную вовлеченность в процесс обучения.

Ошибки исправляются тоже сразу и материал повторяется до тех пор, пока ученик и учитель не будут уверены на 100%, что все получается воспроизводить правильно.

Обучение с помощью информационных технологий

Приложения становятся все более популярными в изучении языков, и не зря. Они позволяют учащемуся полностью определять темп и интенсивность обучения и учиться играя. Среди самых популярных приложений, которые можно установить на телефон или другой гаджет являются Баббель, Memrise и Duolingo.

Методика 25 кадра

Исследователь Джеймс Вайкери в 50-х годах прошлого века работал над влиянием подсознательных факторов в семантике слов посредством просмотра фильма “Пикник” – одного из популярных на то время триллеров. Для этого в кинотеатре было установлено второй кинопроектор. Некоторые части фильма сопровождались фразой о том, что если проголодаетесь, то ешьте попкорн и пейте кока-колу. Как ни странно эти слова производились в течение 0,0033 секунды и по сути никак не могли запомниться. Но тем не менее, в те сеансы просмотра фильма, продажа кока-колы выросла на 16%, а попкорна – на 50%.

Данный метод используется сегодня при изучении английского языка. Суть та же: просмотр отрывка видео, и в результате запоминание каких-то отдельных слов, фраз на подсознательном уровне с дальнейшим воспроизведением.

Методика отлично подходит для начинающих слушателей.

Метод Биркенбиля

Методика немецкого тренера по менеджменту Веры Биркенбиль предполагает изучение языка как это делают дети, то есть в игровой форме. Основное внимание уделяется восприятию на слух:

  • Прочтение текста на родном языке и его понимание.
  • Прослушивание текста на иностранном языке и одновременное прочтение.
  • Пассивное слушание на иностранном языке в повседневной жизни.
  • Говорение, чтение и письмо на иностранном языке.

Данная методика отлично подходит тем, кто предпочитает изучать язык интуитивно.

Метод Пимслера

Метод Пимслера назван в честь Поля Пимслера, профессора прикладной лингвистики, построен на аудиокурсах, где важность уделяется прослушиванию, вербализации с самого первого занятия. Метод Pimsleur признает, что одни слова более важны, чем другие. Изучается структура языка из множества простых предложений. Урок длиться 30 минут, во время которого ученики прослушивают предлагаемый диалог, затем отвечают на простые вопросы, повторяют материал предыдущего урока, запоминают новые слова путем их применения в говорении. Курс из 30 занятий подразумевает освоение 250-300 слов.

Метод Шталя

Метод Винфрида Шталя, которому более 30 лет, основан на том, что оба полушария мозга должны взаимодействовать для успешного обучения, особенно языков – ключ к этому заключается в создании ситуаций, которые поддерживают закрепление языка в долговременной памяти, например при изучении слов в форме стихотворений, где соблюдается рифмование. Самое главное – эти стихи встроены в какую-то повседневную ситуацию. Рифмы произносятся носителями языка на звуковых носителях и сопровождаются музыкой. Это создает дополнительные точки контакта для получения новой информации.

Суггестопедия

Метод, обладающий огромным потенциалом, который мотивирует запоминать информацию с помощью внушений. Учащимся предоставляются фрагменты информации на языке оригинала (в нашем случае на английском), и она читается вслух под классическую музыку; создается атмосфера концертного чтения.

Идея суггестопедии состоит в том, чтобы создать расслабляющую атмосферу для усвоения и запоминания информации. Методика очень полезна тем, кто стесняется или опасается ошибок.

Программа “MASTER” или активация обучения

Отличный метод не только для изучения языка на деловом уровне, но и школьников и студентов. Он учит разбираться в отличиях между родным языком и английским, и состоит из 6 шагов, именуемых MASTER:

  1. M – психологическая готовность. Важно определить правильную мотивацию и понимать, какие преимущества получит ученик при изучении.
  2. А – соблюдение правил. Понимание принципов, структуры языка.
  3. S – осознанность. Понимание причинно-следственных связей в той или иной теме.
  4. T – дополнительные каналы. То есть помочь найти ученику способ, который поможет ему удобно запоминать полученную информацию для долгосрочной перспективы.
  5. Е – применение полученных знаний на практике.
  6. R – оценивание эффективности метода. Каждый пройденный этап необходимо мониторить, чтобы понимать подходит ли такой метод ученику и на сколько он удовлетворяет его изначальную мотивацию.

Изучение в движении

Отличный метод для изучения языка детям, которым сложно усидеть на одном месте, так и взрослым, которые любят утренние или вечерние пробежки. Бегая или выполняя физические упражнения можно прослушивать специально подобранные языковые подкасты, либо просто диалоги вместо громкой музыки. Движение активизирует кровообращение, поэтому результаты запоминания повышаются.

Данный метод несколько поход с методикой полной физической реакции, когда язык изучается с помощью физического выполнения команд. На уроке это выглядит так:

  1. Учитель дает команды на изучаемом языке. Например, “Возьми карандаш”, “Стань прямо перед кем-то”.
  2. Ученик отвечает, выполняя команду при помощи действия.

Это помогает учащимся активно связывать значение с языком и пассивно распознавать структуру языка.

Метод LAMP

Данная методика была разработана Томасом и Элизабет Брюстер, которые предположили, что изучить язык можно только на практике. Метод фокусируется на аудировании и понимании речи, в то время как лексике и грамматике уделяется меньше внимания. Во время занятий слушатели комбинируют разговорные ситуации и действия, устанавливая между ними языковые связи. Заучивают наизусть относительно короткие диалоги, что позволяет быстрее научиться говорить в уже знакомой ситуации.

Метод Олендорфа

Методика ориентирована на устное общение. В первую очередь ученикам объясняются грамматические правила и определенные слова. Затем их они используют в паре вопрос-ответ, таким образом практикуя свою речь.

Кроме этих методик, используют:

  • Flipped classroom – для того, чтобы слушатели учились самостоятельной проработке материала, и во время занятия больше практиковали язык. Например, подготовка презентации, плаката, лекции на заданную тему.
  • Dogme style – для тех, кто любит просто общение на важные повседневные темы. На уроке нет учебников и строгого плана, есть педагог-ментор, который определенными темами вызывает потребность у студентов отвечать, вступать в разговор, направляет и оптимизирует общение.
  • Task-based learning – для поддержки диалога в реальных жизненных ситуациях: в магазине, ресторане, почте, больнице. Изначально ученики ознакамливаются с примером, затем на основе него строят свои диалоги.
  • CLIL – методика, позволяющая изучить другие предметы школьной программы на английском и освоить при этом, например, прошедшее время на предмете истории, или рассказать о стране на уроке географии.
  • Inquiry – based learning – для овладения языком в определенной ситуации, например, только для путешествий или для сферы обслуживания, если студент планирует работать в отельно-ресторанной отрасли. Метод поход с принципом Парето и помогает определить наиболее важные, ориентированные на результат действия в вашей жизни, устраняя при этом ненужные, мало ориентированные на результат действия.

Что развивают современные методики изучения английского

В изучении иностранного языка важно всегда замечать и подчеркивать даже самый, казалось бы, незаметный прогресс. Прежде всего, короткие диалоги с носителями могут дать необходимый импульс мотивации. Особенно вначале важно усвоить все о новом языке и регулярно применять то, что выучили.

Сегодня более чем достаточно способов интегрировать английский язык в повседневную жизнь, например, через музыку, фильмы, телешоу или мысленно, в фиктивных разговорах. Это также может помочь найти единомышленников и вместе выучить новый язык или регулярно обмениваться идеями с партнерами по тандем-методике. Это не только эффективно, но и увеличивает удовольствие от изучения языка.

Не стоит бояться покинуть привычную зону комфорта и попасть в потенциально неловкие ситуации. Вы можете достичь действительно хорошего языкового уровня только в том случае, если хватит смелости взаимодействовать и поддерживать контакт с носителями языка.

Не существует универсального рецепта для изучения языка, потому что все люди разные. Интенсивность и темп обучения также должны быть максимально адаптированы к соответствующей жизненной ситуации.

В зависимости от времени и потребностей курсы английского в Киеве Cambridge Club подберет индивидуально каждому правильный метод в изучении языка.