Олеся Гудименко: Как создать студенческое сообщество и мотивировать студентов

31/10/2018Инструменты для изучения английского, Статьи

В апреле об Олесе Гудименко из Кировограда заговорила вся страна – преподаватель английского языка школы №25 в Кировограде победила на конкурсе для учителей от Кембриджского университета. Среди 120 участников из разных стран идея Олеси поразила экспертов больше всего.

В конкурсном проекте принимали участие ее ученики – одиннадцатиклассники. Она предложила им проехаться в автобусе, который шел в будущее. Каждый, выходя на определенной остановке, должен без использования языка объяснить, что означает английский для них.

Олеся, расскажи, как тебе пришла идея с автобусом?

Креативные идеи всегда как-то сами приходят, не могу сказать, что мы сидели очень долго, отправили буквально накануне дедлайна. Дети вдохновили на идею, а реализация уже пришла сама: нарисовали автобус на уроке, сделали его интерактивным и потом уже приготовили презентацию. Дети сами пришли с идеями, зачем им нужно изучить английский язык: кто-то хотел стать пилотом и английский язык был ему нужен именно для этого. Кто-то хотел выйти замуж за границей и общаться с будущим мужем. Кто-то хотел фотографировать. Идей было на самом деле очень много.

С нашего первого знакомства с тобой я была поражена твоей креативностью, тем, насколько всегда много у тебя идей. И так много воплощенных в жизнь. Расскажи о фото-батлах – игру, где дети фотографируют объекты на тему и затем отправляют эти фото школьникам в другие страны. Вы и в дальнейшем играете?

Я называю это Word Battle, потому что это очень хорошая игра для практики лексических единиц. Ранее мы играли с друзьями, а потом я решила поэкспериментировать на учащихся. Итак, мы играем так: создаем группу в любой соцсети (или даже в Вайбере). Мы выбираем удобное для всех время, ставим таймер и берем две темы – которые изучили или те, которые только будем изучать. И дети должны отправлять одинаковые фото на эти темы, но быть при этом в разных частях города. Например, у нас тема «Shopping» и тебе пишут найти гречку. Необязательно для этого идти в магазин, но ты должен прислать фото с подписью на английском, что это. И я так же должна найти гречку и отправить тебе. Команда, которая не найдет определенного объекта и не пришлет фото в заданный промежуток времени – проигрывает.

А откуда дети берут слова?

Они сами делают список из 10, 12 или 15 слов, собираются в группе и решают, кто будет искать какое слово. Правило: это должно быть что-то реальное и из того, что есть под рукой. Но в последнее время в ответ на фото елки они присылали, например, фотку кактуса, обмотанного скотчем. У них уже фантазия работала как надо и они могли из подручных материалов что-то сделать очень быстро. Или фотографируют нечто экзотическое – например, по теме «еда» присылают блюда вроде медвежьи уши в сметане. Ну и другая команда подписывает, что это за блюдо, и начинается дискуссия.

Мы всегда устанавливаем временной лимит на поиск такого же фото.

Команде, которая выигрывает, я не даю домашнего задания на выходные.

А вы когда-то играли со школьниками из других стран?

Мы несколько раз играли на PenPal Friends (http://www.penpalfriends.co.uk/) – с Турцией, Нидерландами и Японией. Но все разы мы проигрывали, кроме одного – когда прислали фото бездомного пса.

А родители не возражают против того, что дети бегают по городу и что-то фотографируют?

Ну во-первых, мы всегда выбираем день и время. Во-вторых, каждый ответственный за определенную часть города – кто-то живет возле парка, другой возле театра ну и так далее. Наоборот, родители радуются, что дети не сидят весь день дома у гаджетов.

Расскажи, какие профессиональные сайты или ресурсы читаешь для вдохновения? Что вдохновляет тебя развиваться как преподавателя?

Не могу сказать конкретно, некоторые сайты, некоторые фильмы, то увидел, услышал – и пазл в голове сложился. Просто ты думаешь: да, это можно переиначить и попробовать, это пошло, это – нет. Сейчас с детьми используем Cambridge Online – на дисках ссылки для доступа к платформе, где они играют, делают упражнения. Ранее пользовались PenPal Friends – дети искали себе друзей по переписке. Ну и конечно British Council. Но сейчас я попыталась придумать что-то новое и начала делать для них видео. Если я что-то не успеваю – я записываю для них видео и потом мы общаемся. Например, вчера у нас была тема «Crimes» и мы обсуждали, могут ли дети преступать закон. Мы решили снять собственное видео и каждый должен был оставить коммент под ним. Но комментарии видела только я, они не могли их прочитать. И потом ученики мне сказали, что это лучше, чем писать произведение, что они чувствуют себя свободнее. Ну и ученики тоже могут сами снять видео и мы его обсудим. Не просто вышел к доске и сказал что-то, а снял какую-то проблему, которая его волнует, а потом делаем 3-5 минутную дискуссию. Выходят все виды деятельности в одном.

Ранее мы использовали Вайбер, затем попытались Daily Motion (http://www.dailymotion.com/), но поскольку другие люди начали комментировать, мы прекратили их там преподавать.

Давай поговорим о конкурсе и о твоем обучении в Кембридже. Каким был поворотный момент, когда ты решила принять участие в конкурсе Кембриджского университета?

Я всегда принимала участие в этом конкурсе, но всегда получала почетное первое место с конца. Поэтому в этом году я была уверена, что оно меня там где-то ожидало. Каждый год я и дети – мы кругом.

Расскажи мне о том, что произвело на тебя впечатление во время путешествия в Кембриджский университет. Изменилось ли отношение к профессии?

Не могу сказать, что у меня изменилось отношение к профессии, я действительно люблю свою работу и не представляю, как можно кем-то еще работать – начнем с того, что я больше ничего не умею делать, но очень понравилось то, что там другое отношение к людям. Это страна, где хочется улыбаться и как-то легко со всеми. И сейчас я стараюсь привить это детям – чтобы они были очень friendly. Урок у нас начинается с улыбки друг другу и раунда комплиментов, уже понемногу переходим на английский. Вчера мой четвертый класс ограничился фразой «Nice dress».

Ваша школа является центром проведения Кембриджских экзаменов. Какие в этом преимущества? Влияет ли это на желание детей учить язык?

В этом году двое моих учеников получили безупречные сертификаты. Детям очень нравится сдавать экзамены, они всегда ждут экзаменаторов, даже перед зеркалом репетируют, как они будут здороваться, заходить, садиться и тому подобное. После окончания экзамена они хотят еще раз его составить – думаю, это их мотивирует. Но мне хотелось бы, чтобы мотивация была не только в бумажном варианте – возможно, сделать розыгрыш подарков или путевку на summer school, или онлайн олимпиаду между учениками с ценными призами. Душа стремится к большему.

Рекомендуешь ли ты сдавать Кембриджские экзамены и почему? С какого возраста? Как готовишь учеников к ним?

Самые маленькие, из моих учеников, сдающие Starters – это были третьеклассники, им очень понравилось. Мы сделали субботу днем подготовки. Задания экзамена совпадают с заданиями школьного учебника, поэтому это не было очень сложно.

Но сейчас у меня по субботам английский язык для родителей и детей. Каждую субботу у нас батл между родителями и детьми. В прошлый раз было 14 родителей и 14 детей. Все готовятся, изучают новые слова и затем они соревнуются, составляют диалоги, играют в игры. Родители даже говорили: «Ты на уроке играл? Дай тогда я поиграю».

А как тебе удалось уговорить родителей заниматься с детьми?

Я предложила им в нашей группе в Вайбере, и они захотели попробовать. На первое занятие мы учили слова, а на второе уже искали клад – я сделала такие станции на полу: знаешь слово – идешь дальше, не знаешь – ждешь. Тот, кто первым пришел к финишу – выиграл. Такая деятельность очень объединяет, мне кажется, что дети даже стали лучше учиться, у них улучшилась мотивация. Родители в свою очередь видят, что дети делают на уроке, что именно ты требуешь от детей и говорят, что отдыхают и набираются энергии. Говорят – «Поедем в Милан на шоппинг, надо же будет там говорить».

А как еще мотивируешь детей учить язык?

У нас есть система меритов (англ. – merits). Мериты можно получить только за контрольные или самостоятельные работы. Если написали контрольную на 11/12 – получают мерит. Я клею их в дневник, а потом дети могут обменять их на другие мериты, большие по размеру, за которые они могут «покупать» блокноты, ручки, раскраски.

Есть правда один приз, который они все хотят – это белая кружка, на которой написано Cambridge, и стоит она 35 меритов (хотя наибольшее количество, которое они могут заработать – это 30). И они жалуются, что каждый год она дороже и обещают себе ее купить в следующем году. Ну и каждый год эта чашка стоит, как памятник.

Все транзакции происходят на английском – ребенок должен подойти ко мне или продавцу (старшекласснику) и объяснить, что именно он хочет купить и сколько у него есть меритов. За деньги ничего приобрести нельзя. Ну и представь, когда кто-то приобрел целый мешок словариков, ручек, блокнотов, а сосед сидит и у него ничего нет. Ну и в следующем году уже те, кто плохо учились, каждый урок спрашивают – а мы будем писать диктант? Нет? А самостоятельную в конце урока? Тоже нет? А когда будем? Ну давайте хоть что-то напишем!

Родителям нравится такая система и они даже сами предлагают купить что-то, что дети действительно хотели бы получить.

А как ты мотивируешь тинейджеров?

К сожалению, у нас нет денег на телефоны (смеется). Предыдущий класс я вела с пятого класса и у нас была система «это тебе нужно, а не мне». Но я всегда стараюсь донести до них две вещи. У меня была ученица, которая выиграла FLEX. Семья, в которой она жила, подарила ей путешествие по островам мира. Я попросила ее снять видео современного лайнера, на котором она путешествовала. И когда дети перестают учиться, мы пересматриваем это видео и обсуждаем, чего можно достичь, зная английский. Этого хватает на пару месяцев, потом они снова перестают учиться (смеется).

После путешествия в Кембридж я сделала для них собственное видео о том, как происходит обучение в Гомертон Колледже, показывала дома, улицы, транспорт и в конце сделала карту, где можно работать, когда у тебя есть престижное образование. Ну и они сказали «Да, это прикольно».