Як написати есе для іспитів FCE чи IELTS?

01/10/2018Підготовка до іспитів, Статті

При подготовке к Кембриджским экзаменам FCE, CAE и экзамена IELTS самым распространённым тяжелым письменным заданием для студентов оказывается написание эссе (essay) – отчасти потому, что в украинской системе школьного образования мы больше привыкли к написанию сочинений или рефератов, а в университете – курсовых и дипломных работ, но изредка эссе. Зато в западной системе образования (например, в США и Канаде) формат эссе широко используется как способ проверки знаний на выпускных экзаменах, как тестовое задание во время конкурсного отбора в вуз, при приеме на работу в государственные структуры, как общая проверка на логику и креативность одновременно. Поэтому неудивительно, что в этих странах изучение написания стуктурированных эссе входит в учебную программу средних школ.

Но что же все-таки делать, если нужно сдавать экзамен, а вы не представляете, что такое эссе? Действительно, термин «эссе» несколько размыт. И хотя эссе должно иметь чёткую структуру, кроме этого, оно может, и часто требуется наличие ваших собственных размышлений, аргументов, подкрепленных доказательствами, цитат из списка литературы или тех, которые вы выберете сами, примеров из вашего собственного опыта, а в академическом эссе ещё и список использованной литературы.

В общем, структуру эссе легче визуализировать как essay fish, где позвоночник рыбы — это ваша основная мысль или аргумент, который вы доказываете, а боковые кости — это ваши доказательства или примеры. В структуре вашего эссе должно четко выделяться вступление, основная часть и итоги.

Итак, как научиться писать эссе, структура которого будет соответствовать экзаменационной задаче? При подготовке к экзамену можно пойти двумя путями. Первый включает тщательное изучение структуры тех типов эссе, которые от вас потребуются. Википедия выделяет около 14 типов эссе, но для испытаний достаточно познакомиться с тремя основными типами:

1. «За и против» – тип эссе, в котором в основной части вы приводите одинаковое количество аргументов «за» и одинаковое количество «против» и подкрепляете их доказательствами или примерами. Равное количество идей важна для создания сбалансированной позиции, а вашу собственное мнение разрешается озвучить только в итогах.

2. «Собственное мнение» – тип эссе, в котором вы выражаете свою позицию по заданной теме, а в основной части пишете о том, почему вы считаете именно так и приводите примеры или обоснования.

3. «Проблемы и решения» – описываете свое видение определенной проблемы, подаете несколько способов ее решения и последствия их осуществления.

Второй способ подойти к любому экзаменационного задания – проанализировать, что от вас требуется и максимально это выполнить. Приведем пример:

Современные технологии уничтожают культуру общения. Согласны ли вы с этим утверждением?

В данном случае нас просят высказать свое мнение и привести доводы в подтверждение. Мы должны убедить нашего читателя в правильности нашего взгляда на этот вопрос. Сравните со следующей формулировкой:

Каковы преимущества и недостатки постоянного использования современных технологий в повседневной жизни? Обоснуйте ответ.

Здесь нас просят рассмотреть проблему с разных сторон, предоставляя аргументы в пользу современных технологий и против их постоянного использования.

В обоих примерах мы нашли слова, которые непосредственно относятся к формату изложения наших тезисов (Согласны ли вы, преимущества и недостатки) и слова, выделяют сферу, о которой мы будем писать (Современные технологии, культура общения и использования современных технологий, повседневная жизнь). Согласно нашей классификации, первое эссе должно быть написано в соответствии с типом «Собственное мнение», а второе – «За и против».

Итак, только когда мы полностью поняли задачи, переходим к процессу написания. Какие же существуют стадии в написании эссе?

1. Мозговой штурм – записываем все, что приходит в голову по нашей теме. На этой стадии нам важно развить ход мысли и сгенерировать достаточное количество идей.

2. Отбор – выбираем из предыдущих заметок только такие идеи, которые непосредственно касаются нашей темы. Идеи для «За и против», например, удобно записывать в два столбика, одновременно записывая доказательства (или аргументы) и следя, чтобы идей «за» было столько же, сколько и «против».

3. План – создаем план будущего эссе: отбираем из предварительного списка идеи, которые мы будем использовать во введении, основной части и итогах. В основной части планируем 4 параграфы, в которых каждая идея будет выражаться в первом-втором предложении, а остальные предложений мы посвятим доказательствам или аргументам.

4. Черновик – пишем эссе по плану, не забывая о изящные грамматические конструкции, сложную лексику, формальный стиль и уместны слова-связки.

5. Вычитка и окончательный вариант – тщательно вычитываем написано эссе на счет присутствия ошибок, исправляем, проверяем, все мысли, логически связанные между собой, и формируют нужную читательскую реакцию.

Написание эссе во время экзамена происходит в сжатые временные рамки, поэтому ученики часто выбирают пропустить какую-то из стадий для того, чтобы выиграть время – например, сразу начинают писать, надеясь, что уместны идеи появятся сами в процессе письма. Или не проверяют эссе на ошибки. Конечно, нелогичный и несвязный текст с большим количеством ошибок элементарного уровня не может рассчитывать на высокую оценку экзаменатора. Тем не менее, следить за временем так же нужно, чтобы не оставить свое мнение незавершенной.

Итак, подведем итоги: ключом к написанию правильного эссе есть четкое понимание требований экзаменационного задания, соблюдение структуры эссе и прохождения всех стадий его написания, четкий тайм-менеджмент. К сожалению, невозможно научиться писать эссе только прочитав статью и ознакомившись с основными принципами написания, нужна практика и желательно критика со стороны преподавателя или носителя языка.

Приходите к Cambridge Club – и мы научим вас писать эссе вашей жизни!

При подготовке статьи была использована следующая литература:

1. Virginia Evans. Successful Writing. Proficiency. Express Publishing, 1998.

2. Kate Grenville. Writing from Start to Finish: a Six-Step Guide. Allen & Unwin, 2001.

3. Статья на Википедии о эссе: https://en.wikipedia.org/wiki/Essay#As_an_educational_tool